Главная




Человек, вставший на Путь духовного развития, может пройти по нему следующие семь ступеней:
1. Обретение правильного понимания своей высшей Цели и способов ее достижения.
2. Начальное приведение себя в соответствие с замыслом Бога в этическом отношении через избавление от этических несовершенств и развитие необходимых качеств. Главным из последних является Любовь.
3. Утончение себя — как сознания — с целью проникновения в высшие слои многомерного пространства (эоны, локи), наитончайшим из которых является Обитель Вселенского Изначального Сознания — Бога-Отца, Творца.
4. Количественное развитие утонченного сознания.
5. Освоение приемов Слияния с Богом.
6. Закрепление себя в Слиянии с Богом.
7. Обретение Божественных способностей.
Для большинства читателей, введенных в заблуждение атеистической и сектантской пропагандой, такая постановка проблемы может показаться неожиданной и неправдоподобной. Но ведь именно этому людей на протяжении всей истории человечества учит Бог — через пророков и Сам лично, являясь людям в человеческих телах Мессий, Аватаров, Христов.
Смысл жизни каждого из нас состоит в развитии себя как энергии сознания — сначала внутри наших временных вместилищ-тел, а потом и за их пределами — в том числе в бескрайней, многомерной вселенной.
Оно происходит по двум основным направлениям: качественному и количественному. Первое включает три компонента: интеллектуальный, этический, а также утончение. А количественное направление подразумевает прямой рост величины “сгустка” энергии индивидуального сознания, который затем — через специальные медитативные приемы — вливается в Океан Вселенского Сознания Бога, называемого на разных языках по-разному: Бог-Отец, Иегова, Аллах, Год, Дао, Ишвара, Изначальное Сознание, Адибудда и т.д.
Есть Бог — Изначальное Сознание вселенной, бес­крайний по размерам вечно живущий вселенский Организм.
Он эволюционирует. Для этого Он время от вре­ме­ни в разных частях вселенной создаёт материальные миры, в которых воплощает в материальные носи­те­ли малейшие частицы Своей энергии, чтобы они вы­ро­сли — по количественным и качест­венным пара­ме­т­рам — до Богоподобия и затем влились в Него, обо­га­тив Его собою.
Первичное формирование сгусточков будущих душ происходит на кристаллических решётках минералов, затем они воплощаются последовательно в рас­ти­те­ль­ные, животные и человеческие тела.

Наиболее полно можно почерпнуть сведения об этом лишь в одной из древних книг — в индийской Бхагавадгите. В этой книге изложены духовные беседы царевича Арджуны с Ишварой (Богом-Отцом), глаголевшем через тело Божественного Кришны.
Именно в Бхагавадгите были изложены ис­чер­пы­ва­ющие представления о том, что такое Бог, что такое человек, в чём смысл жизни человека, по каким основным законам протекает его эволюция.
Можно говорить об эволюции человечества, об эволюции конкретного человека, а также об эволюции Бога. Всё это тесно связано, что будет видно из дальнейшего изложения.
Эволюция Бога идёт циклами, которые в современной астрономии называются космическими пульсациями. Эти циклы на санскрите называются Манвантарами. Каждая Манвантара состоит из Кальпы — промежутка времени, когда существует “про­яв­лен­ный” на материальном плане мир, и Пралайи — промежутка времени, когда “проявленный” мир исчезает. Указанные этапы Манвантары в Бхагавадгите сравниваются с “Днем” и “Ночью” Брахмана (Святого Духа).
Каждая Манвантара начинается с очередного “сот­во­рения мира” (говоря библейским языком) и закан­чи­ва­ется “концом света” — когда существовавшие ус­ло­вия в Творении уже исчерпали себя. Бог проходит за Манвантару определенный цикл Своей Эволюции в данном участке вселенной.
Потом последует новое “сотворение мира”, и оно может быть совсем не похожим на предыдущее. Не нужно предполагать, что в следующем Творении будет такая же Земля с такими же физическими телами людей и иных тварей. Нет, всё может оказаться совсем иначе, и нет смысла гадать — как.
К началу каждой Манвантары Бог проявляется в трёх основных Своих составляющих:
а) протопракрити — т.е. протоматерия (энергия, из которой затем образуется материя);
б) протопуруша — т.е. та энергия, которой в данной Манвантаре предназначено развиваться в условиях, создаваемых для этого в пракрити, и
в) Наивысшая Пуруша — т.е. Творец, Который остаётся Свидетелем эволюции пуруши в пракрити, Целью личной эволюции каждой единицы жизни, Наивысшим Учителем.
Ещё Кришна включает в эту схему Высшую Пурушу — т.е. Брахмана (Святого Духа).
В результате каждой Манвантары Творец пополняет Себя теми единицами эволюционировавшей в фи­зических телах пуруши, которые успели пройти полный цикл своей личной эволюции и достигли Божественного Совершенства. Всё в Творении предназначено как раз для этого. В этом — смысл всего. Ведь именно через это и идёт Эволюция Самого Бога, в этом она состоит.
Вот — в чём суть всего, происходящего во вселенной.
Развитие человека на пути йоги должно идти по трем направлениям: этическому — карма-йога и бхакти-йога, интеллектуальному — джняни-йога и психоэнерге­тическому — хатха-йога, раджа-йога и буддхи-йога. Эти три направления, будучи освоенными, приводят к реализации в человеке трех аспектов Совершенства: Любви, Мудрости и Си­лы.
По мере своего совершенствования в ряду воплощений человек проходит ряд ступеней от примитивного состояния до Совершенства. Причем, если Бог строил «проявленную» вселен¬ную, начиная от тончайшего — к грубому, то задача человека — пройти по этому же пути в обратном направлении.
Этот путь в индуизме представляется состоящим из семи ступеней:
Первая степень — «материальный план» (Бхулока). На ней человек обладает «плоскостным» миропониманием, его заботы — сугубо «материальны», самого себя он отождествляет с физическим телом.
Вторая ступень — «астральный план» (Бхуварлока). На этой стадии происходит расширение кругозора за пределы «материального плана» и развиваются некоторые «магические» способности, например, экстрасенсорные. Это — весьма опасная ступень, поскольку может появиться ощущение своего превосходства над другими людьми, что чревато уходом в гибельное русло этически неверного развития.
Третья ступень подразумевает интенсивное интеллектуальное развитие и формирование представления о религиозной цели своей жизни. Это — «ментальный план» (Сварлока).
Лишь на базе развитого интеллекта происходит верное и углубленное понимание этических проблем. Достижение значительного прогресса в этическом совершенствовании знаменует восхождение на «супраментальный план» (Махарлока).
Далее свои Любовь, Мудрость и Силу человек продолжает развивать уже в качестве духовного лидера. Таким образом он в конце концов достигает «предбожественный план» (Джняналока).
Дальнейшее развитие позволяет подняться на еще более высокую ступень — план Брахмана или, в христианской традиции - Святого духа (Тапалока).Терминами «Брахман» или «Святой Дух» в религиозной философии обозначается совокупность сознания людей, достигших Божественного уровня своего развития. Воплощенный человек, достигший этой стадии, а также тот, кто воплощается с данного плана с целью принести людям высшие знания, называется Аватаром (по иудейской и христианской терминологии — Мессия, Христос, по буддийской — Бодхисаттва).
Но существует еще один уровень высшего Сознания Ишвары (Бога-Отца) — ступень Сатьялока.
Таким образом, доктрина высшей йоги предполагает, что при помощи медитативных приемов-человек, достигший соответствующего уровня развития, оказывается способным еще именно при обладании земным телом взойти на указанные высшие ступени. При этом оказываются неправыми те верующие, которые «чают воскресения мертвых» снова на Земле, ибо «истинна» не земная жизнь, а, наоборот, неземная — та, которая обретается в результате победы над своей ограниченностью. «Этот мир есть мир иллюзий; жизнь на Земле есть испытание, чтобы мы очистились от всего нечистого. Вскоре память о жизни на Земле пройдет, и наступит мир и освобождение от страдания». «Не существует смерти — существует рождение. Боли смерти есть боли рождения... Многие религии говорят об аде: о месте наказания или искупления грехов. Но ад находится здесь, в этом мире, а наша настоящая жизнь — в другом мире. Сюда мы приходим для того, чтобы научиться и заплатить за ошибки, совершенные в предыдущей жизни, или попытаться выполнить какую-то очень важную задачу. Но этот ад — только порог для будущей, лучшей жизни...».
Здесь освещаются взгляды изложенные в древнем священном тексте Бхагавад Гита.
Учение Кришны можно разделить на три составля­ю­щих:
1. Этическую.
2. Онтологическую.
3. Психоэнергетическую (т.е. касающуюся развития человека в рамках раджа- и буддхи-йоги).
Это соответствует трём компонентам духовного раз­вития человека — этическому, интеллектуальному и психоэнергетическому. Рассмотрим каждый из них по-отдельности.

 Материал составлен на основе трудов Владимира Антонова, Елены Петровны Блаватской, Николая Рериха, Г.И. Гурджиева, Бабаджи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий