Мудрость


Аспект Мудрости у человека проходит в своём развитии две фазы.
Первая — накопление знаний и совершенствование самого аппарата мышления. Умение отслеживать ложные концепции и творческая способность интеллекта (то есть нахождение новых решений, изобретательность в малых и больших делах) свидетельствуют о его развитости. Учёба в учебных заведениях, чтение книг, развивающие интеллект игры, интеллектуальный труд в науке, производстве, педагогике и т.п. — всё это благоприятствует позитивной эволюции человеческих душ.
Без развитого интеллекта заниматься серьёзной религиозной практикой крайне опасно. Такие люди легко становятся жертвами ложных и губительных концепций типа того, что ради духовного прогресса надо пить как можно больше мочи или что «Освобождение» достигается через полное отбрасывание всех этических норм и «спонтанность» поведенческих реакций… Эти люди не способны отличить любовь — от похоти, нежность — от слащавости, тонкость — от грубости, Бога — от дьявола. Думая, например, что слышат глас Божий, они подчиняют себя водительству бесов и дьяволов, находят упоение якобы своей «личной силой», соединившись с дьявольской грубостью.
Психоэнергетическая работа — не для слабых умом! Задача тех людей пока — совершенствование себя через служение, укрепление веры, накопление знаний, этическую самокоррекцию.
Вторая фаза в развитии аспекта Мудрости сопряжена с реальным освоением собою как сознанием многомерного пространства и с познанием населяющего его невоплощённого сознания, включая Сознание Творца.
Этот процесс ведёт к постепенной замене изначального человеческого эгоцентризма — Богоцентризмом.
А вершина Мудрости воплощённого человека достигается им через способность смотреть на явления материального мира Богоцентрическим взглядом, взглядом из Бога, а не из своего маленького «я», привязанного к телу, как у почти всех людей.
«Направь свой ум на Меня», — так учит нас Бог через Бхагавадгиту.

В онтологическом ракурсе Бхагавадгита представляет собой уникальное произведение, поскольку она одна из всех фундаментальных философских книг на­шей давней истории даёт полные и ясно изложен­ные ответы на главные вопросы философии:
а) что такое Бог,
б) что такое человек,
в) в чём смысл жизни человека, и как ему жить на Земле.
Что такое Бог
Бог в Бхагавадгите рассматривается в следующих аспектах: Ишвара-Творец, Абсолют, Брахман, Ава­тар.        
Ишвара также называется на других языках Отцом Небесным, Богом-Отцом, Иеговой, Аллахом, Дао, Изначальным Сознанием, Адибуддой, в давней истории славян Его звали Сварогом. Он также есть Выс­ший Учи­­тель, Цель каждого из нас.
Второй аспект слова Бог — Абсолют или "Всё" — т.е. Творец единосущный со Своим многомерным Тво­рением. Эволюция Абсолюта идёт циклами (все­лен­скими пульсациями), которые называются Манвантарами (глава 8:16-21). Манвантара состоит из Кальпы ("Дня Брах­мана") и Пра­лайи ("Но­чи Брах­ма­на"). Каждая Кальпа начинается с "сотворения мира" и закан­чивается "концом света". Смысл такой цикличности — в создании всё новых условий для продолжения вселен­ской Эволюции (Эволюции Бога).
Третий аспект — Брахман, или, что тоже самое, Свя­­той Дух.

Что такое человек

Человек не является телом. Тело — это только временный материальный носитель самого чело­века. Человек же есть сознание, т.е. осознающая себя энергия. Величина "сгустка" сознания у разных людей может очень значительно различаться: от миниатюрных "зачаточных" размеров — до космических. Это зависит от двух факторов: психогенетического возраста (т.е. возраста души) и интенсивности усилий, соверша­е­мых на духовном Пути.
О соответствии тела человека и самого чело­века Кришна говорит так:
2:18. Преходящи лишь тела воплощаемого. Но сам он — вечен, неразрушим...
2:19. Думающий, что он может убить, и дума­ю­щий, что он может быть убитым, — оба одинаково заблу­­ж­даются. Человек не может ни убить, ни быть убитым.
2:22. Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду, надевает новую, так бросает он изношенные тела и облекается в новые.
Человек является последним этапом в эволюцион­ном ряду развития воплощаемой пуруши (мине­ра­лы — растения — животные — человек — Бог). Его за­да­ча — стремление к обретению Божественного Совер­шен­ст­ва. На этом Пути он проходит определённые стадии, ступени.

Очень важно указать на то, какое значение при­­­­давал Кришна интеллектуальному совершенст­во­ванию людей на духовном Пути.


Кришна возвеличивает Мудрость:
4:33. Лучше всяких внешних жертв — жертва мудростью... Все действия... достигают совершенства у мудрого.
4:34. Обрети её через преданность, пытливо­стью и служением...
4:37. Подобно огню, превращающему в пепел топ­ливо, огонь мудрости сжигает все ложные деяния дот­ла.
4:38. В мире нет лучшего очистителя, чем мудрость. Через неё — искусный в йоге в своё время находит Про­светление в Атмане.
4:39. Исполненный веры обретает мудрость. Обретает её также и владеющий управлением инд­риями. До­стигнув же мудрости, они быстро приходят в высшие миры.
7:16. Есть четыре вида праведных, уповающих на Меня...: стремящиеся вырваться из страданий, жаждущие знаний, ищущие личных достижений и мудрые.
7:17. Всех превосходит уравновешенный и без­ра­з­дельно преданный Мне мудрец. Воистину, Я дорог, пре­жде всего, для мудрого, и он дорог Мне.
8:28. Изучение Вед, совершение актов жертвенности, аскетических подвигов и добрых дел — даёт пло­ды этих заслуг. Но над всем этим поднимается йог, владеющий истинным знанием, — он достигает Высо­чай­шей Обители.


Кого же можно назвать мудрым? — Того, кто имеет широкий набор знаний обо всем самом главном: о Боге, о человеке, о Пути человека к Богу. Это — основа, фундамент Мудрости. Но ещё не Мудрость. Это — про­с­то наполненность знаниями, эрудированность. Мудрость — это плюс к тому ещё и способность оперировать имеющимися знаниями, способность творить ин­тел­лектуально.


Комментариев нет:

Отправить комментарий