Аспект Мудрости у человека проходит в
своём развитии две фазы.
Первая —
накопление знаний и совершенствование самого аппарата мышления. Умение
отслеживать ложные концепции и творческая способность интеллекта (то есть
нахождение новых решений, изобретательность в малых и больших делах)
свидетельствуют о его развитости. Учёба в учебных заведениях, чтение книг,
развивающие интеллект игры, интеллектуальный труд в науке, производстве, педагогике
и т.п. — всё это благоприятствует позитивной эволюции человеческих душ.
Без
развитого интеллекта заниматься серьёзной религиозной практикой крайне опасно.
Такие люди легко становятся жертвами ложных и губительных концепций типа того,
что ради духовного прогресса надо пить как можно больше мочи или что
«Освобождение» достигается через полное отбрасывание всех этических норм и
«спонтанность» поведенческих реакций… Эти люди не способны отличить любовь — от
похоти, нежность — от слащавости, тонкость — от грубости, Бога — от дьявола.
Думая, например, что слышат глас Божий, они подчиняют себя водительству бесов и
дьяволов, находят упоение якобы своей «личной силой», соединившись с
дьявольской грубостью.
Психоэнергетическая
работа — не для слабых умом! Задача тех людей пока — совершенствование себя
через служение, укрепление веры, накопление знаний, этическую самокоррекцию.
Вторая
фаза в развитии аспекта Мудрости сопряжена с реальным освоением собою как
сознанием многомерного пространства и с познанием населяющего его
невоплощённого сознания, включая Сознание Творца.
Этот
процесс ведёт к постепенной замене изначального человеческого эгоцентризма —
Богоцентризмом.
А вершина
Мудрости воплощённого человека достигается им через способность смотреть на
явления материального мира Богоцентрическим взглядом, взглядом из Бога, а не из своего маленького «я»,
привязанного к телу, как у почти всех людей.
«Направь
свой ум на Меня», — так учит нас Бог через Бхагавадгиту.
В
онтологическом ракурсе Бхагавадгита представляет собой уникальное произведение,
поскольку она одна из всех фундаментальных философских книг нашей давней
истории даёт полные и ясно изложенные ответы на главные вопросы философии:
а) что такое
Бог,
б) что такое
человек,
в) в чём
смысл жизни человека, и как ему жить на Земле.
Что такое Бог
Бог в
Бхагавадгите рассматривается в следующих аспектах: Ишвара-Творец, Абсолют,
Брахман, Аватар.
Ишвара также
называется на других языках Отцом Небесным, Богом-Отцом, Иеговой, Аллахом, Дао,
Изначальным Сознанием, Адибуддой, в давней истории славян Его звали Сварогом.
Он также есть Высший Учитель, Цель каждого из нас.
Второй
аспект слова Бог — Абсолют или "Всё" — т.е. Творец единосущный со
Своим многомерным Творением. Эволюция Абсолюта идёт циклами (вселенскими
пульсациями), которые называются Манвантарами (глава 8:16-21). Манвантара
состоит из Кальпы ("Дня Брахмана") и Пралайи ("Ночи Брахмана").
Каждая Кальпа начинается с "сотворения мира" и заканчивается
"концом света". Смысл такой цикличности — в создании всё новых
условий для продолжения вселенской Эволюции (Эволюции Бога).
Третий
аспект — Брахман, или, что тоже самое, Святой Дух.
Что такое человек
Человек не является телом. Тело — это только временный
материальный носитель самого человека. Человек же есть сознание, т.е.
осознающая себя энергия. Величина "сгустка" сознания у разных людей
может очень значительно различаться: от миниатюрных "зачаточных"
размеров — до космических. Это зависит от двух факторов: психогенетического
возраста (т.е. возраста души) и интенсивности усилий, совершаемых на духовном
Пути.
О соответствии тела человека и самого человека Кришна
говорит так:
2:18. Преходящи лишь тела воплощаемого. Но сам он —
вечен, неразрушим...
2:19. Думающий, что он может убить, и думающий, что он
может быть убитым, — оба одинаково заблуждаются. Человек не может ни убить,
ни быть убитым.
2:22. Подобно тому, как человек, сбросив ветхую одежду,
надевает новую, так бросает он изношенные тела и облекается в новые.
Человек
является последним этапом в эволюционном ряду развития воплощаемой пуруши
(минералы — растения — животные — человек — Бог). Его задача — стремление к
обретению Божественного Совершенства. На этом Пути он проходит определённые
стадии, ступени.
Очень важно указать на то, какое значение придавал Кришна
интеллектуальному совершенствованию людей на духовном Пути.
Кришна возвеличивает Мудрость:
4:33. Лучше всяких внешних жертв — жертва мудростью...
Все действия... достигают совершенства у мудрого.
4:34. Обрети её через преданность, пытливостью и
служением...
4:37. Подобно огню, превращающему в пепел топливо,
огонь мудрости сжигает все ложные деяния дотла.
4:38. В мире нет лучшего
очистителя, чем мудрость. Через неё — искусный в йоге в своё время находит Просветление в Атмане.
4:39. Исполненный веры обретает мудрость. Обретает её
также и владеющий управлением индриями. Достигнув же мудрости, они быстро
приходят в высшие миры.
7:16. Есть четыре вида праведных, уповающих на Меня...: стремящиеся
вырваться из страданий, жаждущие знаний, ищущие личных достижений и мудрые.
7:17. Всех превосходит уравновешенный и безраздельно преданный Мне мудрец. Воистину, Я дорог,
прежде всего, для мудрого, и он дорог Мне.
8:28. Изучение Вед, совершение актов жертвенности,
аскетических подвигов и добрых дел — даёт плоды этих заслуг. Но над всем этим
поднимается йог, владеющий истинным знанием, — он достигает Высочайшей
Обители.
Кого же можно назвать мудрым? — Того, кто имеет широкий
набор знаний обо всем самом главном: о Боге, о человеке, о Пути человека к
Богу. Это — основа, фундамент Мудрости. Но ещё не Мудрость. Это — просто
наполненность знаниями, эрудированность. Мудрость — это плюс к тому ещё и
способность оперировать имеющимися знаниями, способность творить интеллектуально.
Комментариев нет:
Отправить комментарий